По итогам 2010 года общий объем производства СУГ на предприятиях СИБУРа вырос до 3,4 млн. тонн, тогда как в 2009 году этот показатель был на уровне 3,3 млн. тонн. Поставки СУГ на внутренний рынок газомоторного топлива и коммунально-бытового отопления в 2010 году выросли до 685 тыс. тонн по сравнению с 594 тыс. тонн в 2009 году. И если в январе и феврале 2010 года ежемесячные поставки в указанные сегменты составили 46,5 и 47,8 тыс. тонн соответственно, то в ноябре и декабре 2010 года они достигли 55,6 и 55,3 тыс. тонн.
По итогам 2010 года общий объем экспорта СУГ вырос до 1,3 млн. тонн (в 2009 году – 1,1 млн. тонн). Основным источником роста экспортных поставок являются внутренние ресурсы компании, связанные с увеличением производства (+0,1 млн. тонн), а также частичным замещением нефтехимическими производствами СИБУРа сжиженных углеводородных газов нафтой (+0,2 млн. тонн). Соответственно, поставки СУГ на собственные нефтехимические производства компании снизились с 1,4 млн. тонн в 2009 году до 1,2 млн. тонн в 2010 году.
Кроме того, важным индикатором сбалансированности внутреннего спроса и предложения является ценовая конъюнктура. В целом в течение года динамика средних цен прямой реализации СУГ с заводов не превышала рост себестоимости производства (затраты на приобретение углеводородного сырья, энергетику, оплату труда, транспортные расходы).
В целях дальнейшего повышения открытости и прозрачности внутреннего рынка СИБУР принял в 2010 году решение первым из российских производителей приступить к биржевой реализации СУГ. И если в июне объемы биржевых продаж составили всего 50 тонн, то к концу года достигали уже 600 тонн ежемесячно.
Дальнейшие перспективы российского рынка СУГ связаны с опережающим ростом производства по сравнению с уровнем внутреннего потребления за счет увеличения объемов переработки попутного нефтяного и природного газа. Возрастающая профицитность внутреннего рынка со значительным превышением предложения над спросом увеличивает конкуренцию между поставщиками, в том числе в вопросах ценообразования.
Стратегический ориентир СИБУРа – переработка сжиженных углеводородных газов на территории России в конечные крупнотоннажные полимеры. С этой целью компания реализует масштабные проекты по строительству новых нефтехимических комплексов. Однако в среднесрочной перспективе избыточное производство СУГ требует увеличения экспорта объемов, не реализованных на внутреннем рынке. При ограниченности внутреннего рынка сбыта и отсутствии технологической возможности длительного хранения СУГ искусственное ограничение экспортных поставок может привести по обратной цепочке к срыву реализации планов по увеличению объемов утилизации попутного нефтяного газа.
На регулирование баланса внутреннего и внешнего рынка СУГ направлена поддержанная ведущими производителями инициатива Минэнерго РФ по введению с 2010 года экспортной пошлины на СУГ, которая была обнулена в период кризиса из-за резкого падения спроса на внутреннем рынке. Новая формула учитывает ценовые колебания на международных рынках и позволяет через повышение таможенных ставок поддерживать разумный баланс между внутренним спросом и технологической необходимостью реализации всего производимого объема СУГ. Например, в декабре 2010 года таможенная ставка была на уровне $118,1 за тонну СУГ, с января 2011 года она повышена до $149,3 за тонну.
Постоянный долгосрочный рост объемов добычи углеводородного сырья и производства СУГ в России вследствие увеличения объемов переработки попутного нефтяного газа позволяет полностью удовлетворить внутренний спрос на долгие годы вперед. Сезонные всплески внутреннего спроса, характерные для начала осени и первых зимних месяцев, не могут изменить долгосрочную тенденцию.
|