Как стало известно, президент “Транснефти” Николай Токарев будет возглавлять компанию еще пять лет — до 2020 года. Несмотря на конфликты трубопроводной монополии с “Роснефтью” и партнером по Новороссийскому морскому торговому порту — группой “Сумма”, а также на потерю 75 млрд руб. из-за девальвации рубля, серьезных претензий к топ-менеджеру, возглавляющему “Транснефть” с 2007 года, не возникло. Также истекающий в мае контракт президента “Роснефти” Игоря Сечина еще не продлен, но, по данным источников, это вопрос времени, пишет “Коммерсантъ”.
Правительство приняло решение о заключении нового контракта с президентом “Транснефти” Николаем Токаревым, рассказали источники, знакомые с ситуацией. Директива о его переназначении еще на пять лет уже готова. В “Транснефти” и правительстве от комментариев отказались. Нынешний контракт 64-летнего господина Токарева (возглавляет “Транснефть” с 2007 года), который, по неофициальной информации, в советское время был коллегой Владимира Путина в ходе его работы в ГДР, заключен в мае 2012-го на три года. По уставу компании ее президент назначается на срок до пяти лет. Почему новый контракт оказался более долгосрочным, источники не поясняют. Один из собеседников, близких к “Транснефти”, говорит, что это связано со “стратегией компании, которая рассчитана до 2020 года”. Источник в правительстве считает, что “особой разницы нет”.
В последние годы “Транснефть” не раз попадала в напряженные ситуации с партнерами и контрагентами. Например, она конфликтует с группой “Сумма” Зиявудина Магомедова по поводу раздела активов Новороссийского морского торгового порта. Сложные отношения у монополии складываются и с одним из крупнейших клиентов — государственной “Роснефтью”, которую возглавляет Игорь Сечин. Его контракт также заканчивается в мае. Источники в правительстве говорят, что формального решения о продлении пока нет, но ждут перезаключения контракта.
Последние проблемы между двумя госкомпаниями были связаны со строительством трубопровода Заполярное–Пурпе для прокачки нефти с месторождений “Роснефти” и “Газпром нефти” до ВСТО. Нефтяники перенесли сроки ввода месторождений, но “Транснефть”, оценившая свои выпадающие доходы от этого решения в 130 млрд руб., обещала подать на партнеров в суд. В итоге отсрочку пришлось согласовывать правительству. В 2013 году монополия и “Роснефть” спорили, кто будет финансировать расширение ВСТО и строительство трубы от Туапсинского НПЗ.
Есть и претензии к работе самой “Транснефти”. Так, осенью 2014 года она потеряла 75,3 млрд руб. от операций с дериватами, что, по данным источников, вызвало много вопросов у правительства.
В самой компании говорят, что “сделки хеджирования заключались в целях минимизации валютных рисков, возникающих из-за валютного долга, они проводились в рамках политики по управлению валютными и процентными рисками”. В марте работу “Транснефти” раскритиковала Счетная палата, которая сочла, что монополия и Минэнерго “слабо взаимодействуют”; в компании критику отвергали.
Источники тем не менее утверждают, что никаких серьезных претензий к работе Николая Токарева у правительства нет. Александр Назаров из Газпромбанка также считает продление контракта “логичным”. “Бизнес у любой монополии специфический, но “Транснефть” справляется с проектами вполне успешно, при этом компания довольно прозрачна для инвесторов”,— поясняет аналитик. Одной из главных будущих задач “Транснефти” он считает развитие продуктопроводов, которые позволяют транспортировать топливо дешевле и быстрее, чем по железной дороге. Вызвавшую вопросы сделку по хеджированию аналитик называет стандартной. На рынке, добавляет он, больше вопросов вызывает отсутствие решения о приватизации компании, а также неопределенность с размером ее дивидендов по привилегированным акциям.
|