В случае возвращения Ирана на мировые рынки, это будет хорошо для западных энергетических компаний, но плохо для России в целом, считает американское издание Foreign Policy.
«Ядерная сделка, заключенная между Ираном и Западом, постепенно выведет на мировой энергорынок нового крупного игрока», — пишет Дэвид Фрэнсис в своем материале для издания
По его мнению, нефтяная инфраструктура Ирана хоть на десятилетия отстает от России, Саудовской Аравии и США, однако благодаря потенциалу иранской ресурсной базы, которая, возможно, выше, чем у каждого из трех упомянутых энергогигантов, некоторые энергетические компании могут исправить ситуацию и помочь Исламской республике наверстать ранее упущенное.
Так, Сара Вакшури, -экс-советник National Iranian Oil Company, а ныне президентом SVB Energy International, заявила, что Ирану потребуется существенная внешняя помощь, чтобы достичь анонсированной цели — добывать 5 млн баррелей ежедневно к 2020 году.
«Для достижения этой цели Ирану потребуется 70 млрд долларов инвестиций в его нефтегазовые месторождения», — считает Вакшури.
Если эта оценка соответствует действительности, то Ирану понадобиться так много средств и времени для модернизации своей инфраструктуры, что это способно подорвать критические аргументы противников сделки, к которым, в частности, относятся Израиль и Саудовская Аравия. В этих странах пролагают, что после отмены санкций Иран получит миллиарды долларов, которые затем передаст своим союзникам, например, Башару Асада или «Хизбалла».
Эксперт в области энергетики из Института Катона Эмма Эшфорд недавно заявила журналисту Foreign Policy, что Иран «увеличит свою рыночную долю. Благодаря этому цены (на нефть — ред.) будут оставаться низкими для всех».
«Это может повлечь за собой важные геополитические последствия. У России, экономика которой, изнемогающая под тяжестью западных санкций, сильно зависит от энергетики, теперь может появиться новый региональный соперник», — пишет Фрэнсис в своей статье, цитируя слова Эшфорд.
По его мнению, , поскольку российский рубль сильно ослабнет.
«Рубль падает.., так как люди предполагают, что из-за происходящего доходы России уменьшатся», — резюмирует Эшфорд.
Вакшури же считает, что российский президент Владимир Путин стоит перед нелегким выбором: сотрудничать или пострадать.
«Если геополитическая напряженность на Ближнем Востоке не приведет к перебоям поставок, то рынку и нефтепроизводителям — в основном ОПЕК и России — придется либо согласиться на урезание объемов производства, либо… начать ценовую войну», — пишет Foreign Policy, цитируя слова эксперта.
|